"Париж, госпиталь… и скоро Рождество"


Человеку свойственно верить в чудеса. Особенно накануне Рождества. Человеку свойственно верить в любовь, даже если вокруг него война, горе и слезы. Человеку свойственно смеяться, когда тяжело, и плакать от переполняющего его счастья…

Действие спектакля «Госпиталь Мулен Руж» по пьесе Дани Лоран, представленного в Дубае компаниями «Независимый театральный проект» Эльшана Мамедова, Stars Dome Group и Al Khalidiah Tourism, происходит в Франции, во времена Первой Мировой войны в два предрождественских дня. Медсестры госпиталя в исполнении Людмилы Артемьевой, Олеси Железняк и Алины Сергеевой, сбиваясь с ног от усталости, ухаживают за ранеными, сетуют на собственные судьбы, радуются хорошим вестям с фронта и верят в лучшее. Одному из их пациентов, раненому графскому сыну, предстоит операция по ампутации ноги. Его убитая горем, но сильная мать, в исполнении Татьяны Догилевой, и слабоумный брат Пьер, в исполнении Георгия Дронова, постоянно приходят в госпиталь, чтобы справиться о состоянии больного, принять участие в общих разговорах на самые разные темы, и оказать помощь медсестре Маргарите во время операции и, в конце концов, отпраздновать Рождество.… С нехитрой снедью медсестер и деликатесами, которые принесет графиня, с подарками друг другу и бесконечными возгласами: «Это мне? Зачем! Не нужно было!», с руганью и выяснением отношений, со слезами, с вестью об убитом на фронте женихе самой юной из медсестер, о чём узнали все, кроме самой невесты.… И, как всегда, с верой в то, что весь этот кошмар скоро закончится, и придет светлое и доброе завтра…

Но еще до того, как все происходящее на сцене на целых два часа погрузило зрителей во французскую зиму 1917 года, мы улучили момент и немного пообщались с актерской труппой.

Татьяна Догилева - Народная артистка России

… Я страшно удивилась, когда узнала, что мы едем на гастроли в Дубай, потому что два понятия «русский театр» и «Дубай» у меня в голове как-то не сочетались. Хотя я здесь уже бывала несколько раз на отдыхе вместе с дочкой и даже познакомилась с несколькими русскими, которые рассказывали мне о своей жизни в ОАЭ, но чтобы театр… Я про такое даже подумать не могла. И когда я слышала, что в Эмираты полетели наши актеры с другими спектаклями, то поначалу даже смеялась. Но они сумели проложить нам дорогу. Ведь наш спектакль – это, в общем-то, не совсем комедия. Что тем более делает честь приглашающей стороне, которая, видимо, старается приучить здешнюю публику не только к чистым развлечениям, но и хочет привить ей вкус к разным видам театрального искусства. Это очень интересно и почетно. Я хочу сказать большое спасибо за тот теплый прием, который нам здесь оказывают, и за то, как к нам относятся. Потому что я недавно была на гастролях в Америке, и это – «небо и земля», причем «небо» – это Эмираты.

… Ошибочно думать, что мы в спектакле «Госпиталь Мулен Руж» играем француженок. Мы играем людей, их взаимоотношения, историю. Мы просто действуем в предлагаемых обстоятельствах. А горе, счастье, радость – они интернациональны…

… Я честно скажу, что трагедию играть сложнее, потому что зрители больше тянутся к чему-то смешному. И когда в пьесе звучит хоть сколько-нибудь смешной текст, то они сразу подключаются. А если это драма или трагедия, то со стороны зала даже чувствуется небольшое сопротивление, потому что у каждого человека хватает своих неприятностей. Трагедию надо играть очень хорошо, чтобы увлечь зрителя, а это труднее всего…. Очень сложно бывает по ходу пьесы переходить от слез к смеху и от радости опять к слезам. Я вам со всей ответственностью заявляю, что профессия актера очень тяжелая. Жизнь вообще очень тяжелая. Особенно у тех актеров, кто не востребован сегодня. И вся наша профессия откладывает свой отпечаток, сказывается на здоровье…

…Если говорить о кино, то между советским и современным кинематографом есть большая разница. Раньше, в советские времена, при съемках фильма разговор шел об искусстве, а сейчас все больше о рейтинге, прокате и кассовых сборах. Сегодня даже на телевидении не принято говорить «фильм», все говорят «продукт». Вот и к кино и относятся как к продукту. Сейчас режиссер – это просто ужасная техническая должность, потому что продюсер говорит, что и как нужно снимать. Сценарии большей частью однообразные, скроенные по голливудским меркам. И вот если это время нам удастся пережить каким-то образом, то может быть, что-то и получится. Пока я лично прихожу в ужас, наблюдая за тем, куда все это катится, и как портятся вкусы зрителей, которые перестают понимать «что такое хорошо и что такое плохо». … Я расцениваю наш приезд в Дубай, как подарок. В Москве последние два месяца вообще нет солнца. Как будто его кто-то выключил. Я, например, ждала поездки сюда, чтобы подзарядиться солнечной энергией. А получила еще, кроме всего, и невероятное гостеприимство организаторов гастролей и здешней публики.

Людмила Артемьева - Заслуженная артистка России

… Насколько гармонично мы вписались в сюжет французской пьесы? Нам об этом довольно сложно судить, у нас другая профессия. Даже сидеть вот так в зрительном зале, как мы сейчас это делаем – тоже непривычная для нас ситуация. Наше дело там, на сцене. Доказывать что-то или нет. Быть убедительными. Что касается «правдивости» нашего изложения этой пьесы, то на премьеру в Москву, в ужасный мороз, приезжала сама Дани Лоран. Она была поражена, во-первых, морозом, а во-вторых, тем, что, несмотря на мороз, был полный зал зрителей. И гдето в середине спектакля она отказалась от переводчика. Она слушала дыхание зала, она смотрела на его реакцию. Её восторженные эмоции дают нам право надеяться, что мы в нашем спектакле смогли передать дух военного госпиталя и Франции. Большую роль здесь сыграли и великолепные костюмы, созданные художником Викторией Севрюковой, а также замечательные декорации. Самые разные замечательные люди вместе собирали эту картинку, и мы надеемся, что она получилась убедительной. Но лучше будет спросить у зрителей…

…Жизнь актера, если он востребован, частенько предлагает какие-то невероятные подарки. Я, например, для себя открыла понятие «дебютанта». В моей актерской судьбе было немало режиссеров, которые практически не имели никакого отношения к этой профессии, но я научилась определять их для себя и не продолжать общения. Но бывают настоящие открытия. Я как-то работала с Ильей Хотиненко, сыном Хотиненко-старшего. И вдруг на съемках я попала в такую собранную команду, которая выполняла свою работу с такой любовью. Они по два часа выстраивали кадр, и никто ничего не говорил, потому что все понимали, что это будет невероятный кадр. По таким людях видно, что они занимаются творчеством. И пусть они молоды, но когда актера приглашают к ним, пусть даже на небольшую роль, – это счастье…

…Я с удовольствием играю в этом спектакле «Независимого театрального проекта». Мне кажется, Эльшан Мамедов обладает удивительным чутьем и продюсерским даром. Он за пьесами ездит по разным странам мира. Он – азартен и любопытен, а это такая редкость в наше время. С нами ведь еще попробуй поработай, попробуй собери нас всех вместе, таких строптивых. Он умудряется своим интеллектом, тактом, эрудицией собирать замечательные актерские ансамбли в каждой постановке. И мы сами, как школьники, с удовольствием бегаем смотреть те спектакли, в которых не заняты. Я получила огромное удовольствие, побывав на премьере спектакля «Папаши». Причем сама себе удивилась, ведь если так разобраться, то меня с моей занятостью загнать в театр в качестве зрителя довольно проблематично. А тут никто не гнал, сама побежала, да еще и не пускали сначала, говорили, что это еще черновой вариант спектакля…

… Нравится ли нам в Эмиратах? Очень. Наши тела и души, привыкшие к нагрузкам, перелетам, постоянным гастролям, настолько благодарны, что нам достаточно нескольких часов солнца, тепла, гостеприимства и любви, чтобы снова быть в форме и дарить свое настроение людям. Хотя я до последнего момента боялась, что нам придут и скажут: «Извините, не получилось». … Мне нравится многонациональность Эмиратов, их колорит неповторимый. Я люблю смотреть на лица людей, искать какие-то типажи. Мне это очень интересно. Мы – как птицы, отсюда полетим на следующие гастроли и будем впитывать в себя другие эмоции, которые пронизывают земной шар.

Георгий Дронов - актер театра и кино

…Насколько хорошо я себя чувствую в таком прекрасном дамском окружении? Превосходно! Я – единственный мужчина в спектакле, поэтому окружен заботой и вниманием всех моих партнерш. Я, практически, «катаюсь, как сыр в масле». … Это наш первый выезд за границу именно с этим спектаклем. Мы думали, что мы все-таки во Франции его сначала покажем. Но так получилось, что мы гастролировали с «Госпиталем Мулен Руж» по Украине, а теперь приехали в Дубай.

…Я хочу дополнить Татьяну и сказать, что профессия актера, несмотря на все её сложности и перипетии, все же – очень любимая, как бы там ни было. Потому что это профессия, которая дарит огромное количество встреч и общения. Какая еще профессия может дать такую возможность, как поездка в теплый и солнечный Дубай посреди холодной и снежной зимы, причем не просто поездка, а по работе, позволяющая совместить приятное с полезным. Я думаю, что все мы, конечно, устаем, но получаем от своего ремесла гораздо больше, нежели затрачиваем на него. Кроме того, я вот уже во второй раз приехал в Дубай. И мне самому интересно, потому что здесь, находясь вдали от Родины, от своей языковой среды, люди идут в театр. И мне почему-то кажется, что сегодня я увижу совсем другой зал, чем был на нашем первом спектакле.

Ведь премьера наша была для многих здесь сродни чуду, как будто подснежники среди зимы расцвели, и приехали русские актеры. А вот сейчас, как раз, будет что-то правильное происходить в зале…

Олеся Железняк - актриса театра и кино

…Не сглазь… Спектакль – это всегда загадка. Начиная играть, мы никогда не знаем, сложится он или нет. Мне, например, всегда странно говорить о том, какая из моих ролей самая лучшая. Когда я играю роль, она мне нравится, а следующая, о которой я еще не знаю, скорее всего, будет еще лучше, а за ней – вообще самая занимательная…

…Жаль, что в последнее время ушли из жизни выдающиеся актеры. Хоть обычно и говорят, что незаменимых людей нет, но когда уходят такие мощные и талантливые личности, то бывает очень больно.

…Есть много режиссеров, с которыми интересно и хочется работать. Взять, хотя бы, режиссера этого нашего спектакля Виктора Шамирова. Я бы с удовольствием делала с ним какието новые работы. Он, по-моему, очень интересный, и способен ставить совершенно разные истории – и комедии, и тонкие драмы, и трагедии людские...

… По-моему, здорово, что мы оказались в Дубае. Мы тут целый день до спектакля отдыхали, плавали в море, ели без конца. Приехав в Эмираты в первый раз, я очень хочу сюда вернуться вместе с детьми.

Алина Сергеева - актриса

… Мне нравятся все мои роли, ведь еще так мало сыграно. Я хорошо и комфортно чувствую себя в составе этой звездной труппы. И мне приятно, что я оказалась здесь, в Эмиратах, и буду сегодня играть на этой сцене с прекрасными декорациями…

… Зал замер. Два действия, уместившиеся в два часа, пронеслись на одном дыхании. А вместе с ними пролетела перед глазами наших современников не такая уж далекая история, связавшая когда-то всех людей мира и горечью потерь, и радостью побед, и умением сострадать, и желанием устраивать себе хоть маленькие, но праздники.

Нам, зрителям, осталось в который раз поблагодарить организаторов гастролей «Независимого театрального проекта» в Дубае за нечаянную радость встречи с живым, родным и таким понятным искусством под названием «театр».

Автор: Елена Ольховская
Сайт: Русские Эмираты
Дата публикации на сайте: Выпуск 35/1 2010 | Журнал "Русские Эмираты"