«Учитель танцев» – ренессансная комедия о душевно и телесно прекрасных людях. Человек средневековья, преследуемый чумой, голодом и войнами, считал тело убогим жилищем, в котором ненадолго заключена вечная душа. Образы средневекового искусства – образы истерзанных, немощных тел; самый популярный танец в нём – танец смерти. Для художника Возрождения Лопе де Веги тело, изумительное человеческое тело божественно, и лучшее проявление его грации и изящества – танец любви. Для Ренессанса любовь – всеобщий закон, на ней покоится вселенная. Если бы, к примеру, камни не любили землю, считали в ту пору, они не падали бы на неё, а носились беспорядочно по воздуху. Следовательно, дорогие зрители, булыжники бы били нас по головам повсюду, даже в театре, да и театров и прочих зданий вскоре бы не осталось. Только благодаря любви хаос превратился в космос, без неё он опять бы впал в дикое состояние. Только благодаря ей, не натыкаясь друг на друга, движутся по кругу планеты, мирно плещутся моря, не потопляя континенты, и люди смотрят спектакли. Любовь рождает гармонию вселенной и гармонию души и тела. Лопе любил театр – самое плотское из искусств – и написал для сцены больше произведений, чем все другие гении вместе взятые – больше 1000! Герои в них часто танцуют; о любви говорят не только великолепные слова, вложенные в их уста испанским писателем, но и окрылённые чувством тела. Немудрено, что в Ленкоме Лопе де Вега нашёл свой театр – его руководитель Марк Анатольевич Захаров привык изъясняться не только фразами, но и языком словно бы обретающего плоть пространства, выразительной пластики, гипнотических жестов и ритмов. В таком театре Лопе де Вега может давать нам уроки истинной любви во время головокружительного танца.
|